"Варяг": история создания
Дальний Восток накануне войны
В 1894-1895 годах разразилась японо-китайская война. Конфликт
возник в результате ввода в Корею китайских войск для подавления крестьянского
восстания. Япония обвинила своего континентального соседа в нарушении
Тяньцзинского договора 1885 года и в свою очередь также ввела свои войска,
попутно свергнув прокитайское правительство в Корее. Новое правительство тут же
обратилось за помощью к Токио.1 августа 1894 года микадо объявил Китаю войну. Некогда
могущественная "Срединная" империя потерпела сокрушительное поражение.
Причем большую роль в поражении Китая сыграл японский военный флот.
Победа Японии на континенте изменила соотношение сил на
Дальнем Востоке. Россия, после согласования своих действий с союзниками,
посоветовала Японии не занимать Ляодун, но та демарш России оставила без
внимания. В японском городе Симоносеки был подписан мирный договор. Условия
договора были крайне унизительные для китайского государства. Пекин признавал
независимость Кореи. Большие были и территориальные претензии победителя.
Спустя некоторое время в Петербурге под председательством
императора Николая II было проведено второе Особое совещание трех министров
царского правительства для обсуждения ситуации в Китае. На совещании было
принято обращение к правительствам Франции и Германии о создавшемся положении
на Дальнем Востоке. В апреле 1895 года Россия, Германия и Франция направили
Японии ноту, требуя отказаться от Ляодунского полуострова. Одновременно с этим
Франция и Германия усилили свое военное присутствие в дальневосточных водах, а
Россия объявила в Приамурском военном округе мобилизацию. Оценив ситуацию,
Токио был вынужден отступить. В результате Ляодунский полуостров остался
китайским, а Япония в качестве компенсации дополнительно получила 5 млн. фунтов
стерлингов. На том и договорились. Все остались довольны, кроме Японии, которая
посчитала себя униженной.
После войны Китай подвергся всемерному разграблению
европейскими державами. Россия решила прибрать к рукам Маньчжурию. Для этого
была составлена и утверждена на Особом совещании обширная программа расширения
и укрепления русских позиций на Дальнем Востоке.
С 1891 года в Российской империи велось строительство
Транссибирской железнодорожной магистрали; срок ее ввода намечался на 1903 год.
Это вызывало серьезное недовольство Англии и Японии. Угрозы в адрес России
усилились после того, когда для прокладки железнодорожных путей кратчайшим
путем к Владивостоку Россия приобре-лау Китая территорию в Северной Маньчжурии.27
августа 1896 года был подписан договор на постройку КВЖД. Ухудшению ситуации на
Дальнем Востоке в 1898 году сыграла и аренда Россией на 25 лет Ляодунского
полуострова с крепостью Порт-Артур. С этого момента Япония и ее союзники - Англия
и США - начали вести политику "вытеснения" России с этих территорий.
Помимо Маньчжурии и Ляодунского полуострова, камнем преткновения
между Россией и Японией стал корейский вопрос. До начала японо-китайской войны
Корея находилась в вассальной зависимости от Китая. После поражения в войне
Пекин полностью утратил свое влияние на Страну утренней свежести, чем
немедленно воспользовалась Япония и начала разрабатывать планы завоевания
соседнего государства. Единственным соперником, препятствовавшим этому, была
Россия.
В данной ситуации Страна восходящего солнца начала усиленно
готовиться к войне. И, прежде всего, она начала наращивать свой военно-морской
потенциал. Взяв курс на развязывание войны с Россией, Япония львиную долю
государственного бюджета направила на строительство мощного военного флота.
В 1895 и 1896 годах в Японии были приняты две
судостроительные программы, согласно которым к 1905 году предусматривалось
построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. В
1897 году судостроительные программы были пересмотрены в сторону усиления
линейных сил. Ставка была сделана, прежде всего, на броненосцы и броненосные
крейсера, разрабатываемые в передовых европейских судостроительных компаниях. Финансирование
программ было рассчитано до 1905 года.
В апреле 1900 года в Японии были проведены беспрецедентные
по масштабу военно-морские учения. В них приняли участие все корабли первой
линии - свыше 53 единиц на первом этапе и свыше 47 на втором. Главной целью
маневров была проверка общего плана мобилизации флота и сил береговой обороны. В
учениях помимо 2734 человек личного состава флота было задействовано свыше 4000
человек, призванных из запаса. Маневры продолжались в течение месяца.
Параллельно с выполнением судостроительных программ японцы
не меньшее внимание уделяли техническому оснащению портов и баз для флота,
строительству современных доков, судоремонтных заводов, угольных станций,
арсеналов и других инфраструктур, обеспечивающих выполнение боевых задач
линейными силами флота. Кроме того, вдоль побережья Японии создавались
наблюдательные посты, которые должны были немедленно по телеграфу докладывать о
появлении в море подозрительных судов.
В России в это время также не сидели сложа руки. Милитаризация
Япония не осталась не замеченной. В 1895 году императору Николаю II была
представлена аналитическая записка "О современном состоянии русского флота
и его ближайших задачах". Автором документа был М.И. Кази. Автор в своем
труде обоснованно доказывал о перемещении центра тяжести действий флота с
западного театра на Дальний Восток. Царь согласился с выводами Кази, и те
заметно повлияли на планы Морского министерства.
В то время шла реализация судостроительной программы
усиления военного флота, принятой 1895 году. Но она явно не соответствовала
темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 году была разработана
дополнительная программа "для нужд Дальнего Востока". Ее, как и
японские программы, предполагалось завершить в 1905 году. К тому времени Россия
планировала иметь на Дальнем Востоке 10 эскадренных броненосцев, 4 броненосных
крейсера, 8 бронепалубных крейсеров 1 ранга, 5 бронепалубных крейсеров 2 ранга,
7 канонерских лодок, 2 минных транспорта, 67 миноносцев различных типов, 2
минных и 2 вспомогательных крейсера. Из-за загруженности отечественных заводов
часть кораблей была заказана за рубежом: в США, во Франции и в Германии.
Бронепалубные крейсера 1 ранга программы "для нужд
Дальнего Востока", головным из которых и стал "Варяг", задумывались
как "дальние разведчики при эскадре". Согласно разработанной МТК
"программе для проектирования крейсера" (выражаясь современным языком
- техзаданию), они должны были иметь водоизмещение 6000 т, скорость хода 23
узла, вооружение из 12 152-мм и 12 75-мм орудий, а также 6 торпедных аппаратов.
Заказы на три крейсера этого типа (будущие "Варяг", "Аскольд"
и "Богатырь") разместили на разных частных фирмах в США и Германии; позже
еще один корабль ("Витязь") заложили по немецкому проекту в
Санкт-Петербурге.
Главным подрядчиком в строительстве японского флота была
Великобритания - в то время признанный лидер в области военного кораблестроения.
В результате Страна восходящего солнца в основном выполнила свою
судостроительную программу уже в 1903 году на два года раньше намеченного срока.
Российская же программа "для нужд Дальнего Востока", наоборот, шла с
отставанием. В результате Япония смогла начать войну в тот момент, когда
соотношение сил на море было явно в ее пользу.
Строительство и испытания
Заказ на два корабля судостроительной программы "для
нужд Дальнего Востока" - эскадренный броненосец и бронепалубный крейсер (будущие
"Ретвизан" и "Варяг") - был размешен в США на заводе фирмы "The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company". Этой фирме удалось
обойти своих конкурентов и, избежав участия в объявленном Морским техническим
комитетом международном конкурсе, подписать контракт 11 апреля 1898 года,
который был "высочайше" утвержден уже 20 апреля. По его условиям,
крейсер водоизмещением 6000 т (заказ №301) должен был быть готов через 20
месяцев после прибытия на завод наблюдающей комиссии из России. Стоимость
корабля без вооружения оценивалась в 2 138 000 долларов США (4 233 240 руб.). Из-за
отсутствия на момент заключения контракта подробного проекта специально
оговаривалось, что окончательно спецификация крейсера уточняется в процессе
строительства при взаимном согласовании возникающих вопросов.
Наблюдающая комиссия прибыла на завод 13 июля 1898 года, ее
возглавил капитан 1 ранга М.А. Данилевский. В состав комиссии входили
специалисты по всем основным заведованиям строящегося корабля. Сразу же по
прибытии членам комиссии пришлось вступить в борьбу с главой фирмы - Ч. Крампом,
который, пользуясь разночтениями, возникшими в результате перевода подписанных
документов на английский язык, начал оспаривать многие требования, - по его
мнению, они были невыполнимы или влекли за собой дополнительные затраты. В
частности, Крамп считал, что в техзадании водоизмещение крейсера занижено, и
поэтому настаивал на снятии с корабля двух 152-мм орудий и уменьшении запаса
угля на 400 т. В результате достигнутого компромисса водоизмещение разрешили
увеличить до 6500 т. Для выполнения пункта по обеспечению контрактной скорости
в 23 узла Крамп предложил внести в проект техзадания возможность форсированного
дутья в топках. Комиссия на это не согласилась. Поэтому для гарантированного
достижения хода в 23 узла американской фирмой были спроектированы машины с
избыточной мощностью - 20 000 л. с. вместо проектной 18 000 л. с.
Что касается артиллерии главного калибра, то по
первоначальному проекту ее планировалось рассредоточить по всему кораблю - так
же, как погреба артиллерийских снарядов. В результате у фирмы возникли
серьезные проблемы по размещению погребов, особенно в районе котельных и
машинных отделений. Места явно не хватало, и Крамп предложил сгруппировать
орудия в оконечностях. Это позволило компактно разместить погреба, обеспечив их
лучшую защиту от огня противника в бою. Комиссия сочла предложение приемлемым и
согласилась на изменения.
В качестве прототипа для строительства нового корабля Крамп
предложил взять японский бронепалубный крейсер "Касаги", но МТК
настоял на крейсере "Диана", строившемся по программе 1895 года. При
этом контрактом предусматривалось установка на корабле хорошо себя
зарекомендовавших в русском флоте котлов Бельвиля. Они хотя и были тяжелыми,
но, по сравнению с котлами Никлосса, отличались большей надежностью. Крамп,
вопреки требованиям заказчика, настойчиво предлагал последние, отказываясь, в
противном случае, гарантировать достижение контрактной скорости. Увы, его
поддержали и в Петербурге (в лице генерал-адмирала и начальника ГУКиС В.П. Верховского),
окончательно решив спор в пользу фирмы-строителя. Следует заметить, что
представители наблюдающей комиссии часто оказывались в сложном положении из-за
вмешательства различных чиновников МТК из Петербурга и Вашингтона, в частности,
военно-морского агента Д.Ф. Мертваго. Особенно доставалось председателю
комиссии. Крамп, как следовало ожидать, этим пользовался. В конце концов, из-за
возникшего конфликта между Данилевским и Мертваго, в декабре 1898 года был
назначен новый председатель комиссии - капитан 1 ранга Э.Н. Щененович, будущий
командир броненосца "Ретвизан".
11 января 1899 года волею императора и приказом по Морскому
ведомству строящемуся крейсеру было присвоено название "Варяг" - в
честь одноименного парусно-винтового корвета, участника "американской
экспедиции" 1863 года. Командиром нового крейсера был назначен капитан 1
ранга В.И. Бэр.
А на стапеле в это время вовсю кипела работа. В трудных
"баталиях", иногда выходящих за рамки приличия, каждая из сторон
отстаивала свои интересы. Не прекращались споры о том, каким будет облик
крейсера. В результате была исключена магистральная труба; увеличена в размерах
боевая рубка, кроме того, для улучшения обзора ее приподняли; получили броневую
защиту концевые торпедные аппараты, кожухи дымоходов, элеваторы подачи
боеприпасов, световой люк машинного отделения. Удалось убедить Крампа увеличить
высоту бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Несомненной победой комиссии
стало обеспечение вспомогательных механизмов электрическими приводами - вплоть
до тестомешалки на камбузе. Но не обошлось и без явных просчетов. Так, не были
установлены орудийные щиты из-за опасения перегрузки. А из-за неясности
формулировки "вооружение" Крампу пришлось дополнительно заплатить за
изготовление вспомогательных систем и механизмов, обеспечивающих стрельбу орудий
- циферблатов управления стрельбой, элеваторов, монорельсов подачи боеприпасов
и других устройств.
После церемонии закладки, состоявшейся 10 мая 1899 года,
работы продолжились: были установлены кронштейны гребных валов, дейдвудные
трубы, забортные клапаны, кингстоны и другая арматура. Из-за проволочек
чиновников МТК (кроме "Варяга", у МТК числилось еще более 70 заказов)
постоянно возникали недоразумения, неизбежно приводившие к задержке работ, а
подчас и переделке уже выполненных.
Неожиданно возникла проблема с заказом броневых плит для
корабля. Несмотря на то, что МТК и наблюдающая комиссия настаивали на
применении монолитных броневых плит из "экстрамягкой никелевой стали",
Крамп заказал у контрагента обычную судостроительную сталь. При этом он в
очередной раз справедливо ссылался на неточную формулировку в "программе
для проектирования крейсера". Конфликт был исчерпан лишь после того, как
фирме обещали доплату за установку никелевой стали. Много споров возникло
вокруг конструкции броневой палубы. Из-за неповоротливости чиновников МТК
комиссии оперативно пришлось принять схему установки брони, предложенную
заводом: составную горизонтальную броню, склепанную из двух плит.
Хотя строительство корабля и шло довольно быстрыми темпами,
срок спуска крейсера постоянно отодвигался. Так, из-за стачки в августе 1899
года на заводе, а затем всеобщей забастовки в стране, его перенесли на октябрь.
Наконец,19 октября дождливым днем в присутствии русского посла в США графа А.П.
Кассини и других официальных лиц двух стран крейсер "Варяг" спустили
на воду. Спуск прошел благополучно. Сразу же после спуска буксиры отвели корпус
корабля к достроечной стенке.
29 декабря из России прибыл пароход "Владимир Савин"
с вооружением. К 1 января 1900 года практически закончили установку основного
оборудования внутри корпуса и приступили монтажу вооружения на верхней палубе. Хотя
работы шли непрерывно, даже пришлось снять рабочих со строящегося броненосца
"Ретвизан", было ясно, что "Варяг" к контрактному сроку - 29
июня 1900 года - сдан не будет. МТК начал готовить документы на удержание с
фирмы штрафных санкций. В ответ Крамп привел свои контрдоводы - долгое
согласование чертежей в России, многократные переделки уже собранных узлов, а
также стачки и забастовки, прокатившиеся в США. Последнюю причину задержки
строительства в Петербурге посчитали уважительной и штрафовать Крампа не стали.
К началу мая наконец-то были установлены дымовые трубы,
мачты и вооружение. К середине месяца фирма приступила к швартовным испытаниям.16-го
числа корабль с заводской командой впервые вышел в море. При опробовании машин
крейсер развил ход в 22,5 узла. Несмотря на чрезмерный нагрев подшипников,
испытания признали успешными. Это вселило надежду, что контрактная скорость
будет достигнута. Одновременно провели артиллерийские стрельбы, в том числе и
на оба борта. Поломок и деформации корпуса обнаружено не было. Правда, при
стрельбе на нос из орудий №3 и №4 ударной волной с баковых орудий №1 и №2
сорвало надульные чехлы. То же повторилось и при стрельбе из кормовых - №9 и №10.
В связи с этим на полубаке с обоих бортов над орудиями №3 и №4 установили
протяженные фальшборты (значительно позже, уже во время службы крейсера в
Японии, подобные фальшборты появились и над орудиями №5 и №6).
Тем временем прошел срок сдачи крейсера, а корабль все еще
не был готов даже к ходовым испытаниям. Наконец, 2 июля "Варяг" ввели
в док для покраски подводной части.12 июля корабль, имея осадку носом 5,8 м, а
кормой 6 м, вышел в океан на мерную милю для проведения прогрессивных ходовых
испытаний. День выдался пасмурным: шел дождь, дул сильный ветер, волнение моря
к началу испытаний составило три балла, а к концу достигло четырех. Были
проведены прогрессивные испытания на дистанции 10 миль: три пробега со
скоростью 16 узлов и по два со скоростью по 18,21 и 23 узла. К концу испытаний
при встречном ветре "Варяг" достиг скорости в 24,59 узла (при
мощности машин 16198 л. с. и давлении пара 15,5 атм).
15 июля начались 12-часовые непрерывные испытания полным
ходом. Начиналось все хорошо. Корабль шел полным ходом уже восьмой час, когда
внезапно выбило крышку ЦВД левой машины. Испытания вынужденно прекратили; ремонт
механизмов продолжался до середины сентября. Перед 12-часовыми испытаниями
решили провести 24-часовые, с экономическим ходом в 10 узлов. Они прошли без
замечаний. В результате были уточнены фактические эксплуатационные
характеристики энергетической установки крейсера: производительность
опреснителей составила 38,8 т пресной воды в сутки против проектной 37 т; расход
угля - 52,8 т в сутки. Таким образом, при полной емкости угольных ям в 1350 т
дальность плавания равнялась 6136 милям, что значительно превышало проектное
значение. При этом мощность левой и правой машин составила 576 и 600 л. с. соответственно;
частота вращения гребных винтов 61,7 и 62 об/мин.
21 сентября с утра начались 12-часовые прогрессивные
испытания полным ходом. Углубление крейсера на ровный киль составило 5,94 м; волнение
моря - 2 балла; сила ветра в боковом направлении - 3 балла. В целом испытания
прошли хорошо, лишь в одном из котлов разорвало трубку. Достигнута средняя
скорость - 23,18 узла - превысила значение контрактной. Машины развили мощность
14 157 л. с. при давлении пара 17,5 атм. Частота вращения валов в среднем была
равна 150 об/мин.
22 сентября Крамп сдал корабль с превышением основных
характеристик. Завод ликовал. Члены комиссии, напротив, были сдержанны в
эмоциях, хотя и были удовлетворены результатами испытаний. При сдаче было
выявлено много мелких недочетов, которые продолжали устраняться вплоть до ухода
крейсера в Россию.
|